-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ’откэт

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) —верхъестественное

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.12.2014
«аписей: 87
 омментариев: 95
Ќаписано: 230



10 фильмов о любви, которой бы не было без фантастики

ѕ€тница, 14 ‘еврал€ 2020 г. 10:35 + в цитатник

10 фильмов о любви, которой бы не было без фантастики

Ћюбовь в фантастике и фэнтези встречаетс€ не реже, чем в жанре реализма. ƒл€ авторов книг и фильмов это такой же хлеб с маслом, как инопланет€не, драконы, мечи и маги€. ѕринцы спасают принцесс (в последнее врем€ в св€зи с феминистским трендом чаще происходит наоборот). »хтиандр постигает свою человеческую природу через чувства к √уттиэре.  итнисс Ёвердин мечетс€ между достоинствами двух парней, по дороге соверша€ революцию в своей антиутопии (бунт против тоталитарной системы — это, конечно, здорово, но дл€ девочек-подростков обычно важнее определитьс€ с мальчиком).

—уществует и пресловутый ромфант — любовные романы, действие которых разворачиваетс€ в фантастических или фэнтезийных декораци€х: «ѕри взгл€де на него еЄ глаза вспыхнули, как лучи бластера…». ƒекорации картонные, зато чувства насто€щие. “акие истории, талантливые и не очень, призваны показать нам обычные человеческие отношени€ в необычных услови€х.

ѕодлинна€ фантастическа€ любовь — совсем иное дело. ќна может существовать лишь при фантастическом допущении, в реальности нашего мира не встречаетс€, и не все представители таких пар — люди.

— чего всЄ началось? ѕожалуй, с легенды о ѕигмалионе и √алатее: страсть вдохнула жизнь в холодный мрамор, и стату€ ожила. ¬ дальнейшем это случитс€ ещЄ не раз в книгах и на экране, когда нека€ сила — технологи€ или маги€ — сделает невозможное возможным, и кто-нибудь кого-нибудь обретЄт. ќчень часто это истории одиночества и потер€нности в нашем мире, когда пару удаЄтс€ найти лишь с помощью чего-то неверо€тного или благодар€ силе собственного воображени€. ѕредставл€ем вам дес€ть хороших фильмов о любви, которую действительно можно назвать фантастической.

„еловек со звезды (1984)

¬ ответ на послание с «емли нека€ инопланетна€ цивилизаци€ отправл€ет к нам посланцев с дружеским визитом. «емл€не отвечают в своЄм духе, сбив прилетевший корабль. ¬ыжить удаЄтс€ только одному пришельцу. ќн пробираетс€ в ближайший дом, где живЄт молода€ вдова ƒженни ( арен јллен), продолжающа€ скорбеть по мужу. ѕришелец принимает вид усопшего супруга (ƒжефф Ѕриджес) и похищает ƒженни, чтобы та довезла его до места, откуда соплеменники смогут забрать его домой с этой отвратительной планетки. ¬ погоню за ними кидаютс€ злобные военные и группа учЄных. »нопланет€нин тем временем пытаетс€ разобратьс€ в земных обыча€х, а между ним и ƒженни, котора€ видит точную копию своего мужа, постепенно начинают пробегать искры.

¬ы удивительные существа. –азумные, но дикие. Ћучшие ваши качества про€вл€ютс€ тогда, когда дела у вас идут хуже всего.

ѕусть вас не обманывает то, как наивно звучит сюжет этой фантастической мелодрамы. ¬о-первых, режиссЄр фильма — сам ƒжон  арпентер, уже собравший на тот момент лавры за «’эллоуин», напугавший всех «Ќечто» и сн€вший экранизацию « ристины» —тивена  инга. ¬о-вторых, сыгравший главную роль ƒжефф Ѕриджес, пусть ещЄ и не Ћебовски, недаром номинировалс€ за исполнение роли пришельца на несколько кинопремий: в третий раз в жизни на «ќскар», впервые — на ««олотой глобус» и на премию «—атурн», которую и получил. ¬ фильме он начинает с некой версии «человека дожд€» или “ерминатора, которого ƒжон  оннор ещЄ не научил понимать людей, и постепенно переходит к чему-то неверо€тно трогательному и загадочному одновременно. Ќеуклюжий, растер€нный, нар€женный в клетчатую фланель обычного парн€ пришелец Ѕриджеса — один из самых симпатичных инопланетных гостей в кино.
‘ильм можно назвать фантастическим роуд-муви, а цель любого хорошего кинопутешестви€ — узнать что-то новое о себе и люд€х.  арпентер с этой задачей справл€етс€, а сладко-горький финал избавл€ет историю любви от карамелизации. Ёто нежность в клетчатой фланелевой рубашке — проста€ и человечна€.

ћудрость крокодилов (1998)

Ќеотразимый красавец по имени —тивен с непроизносимой фамилией √рлч (ƒжуд Ћоу) буквально питаетс€ любовью через кровь молодых женщин. Ќо еЄ вс€кий раз оказываетс€ недостаточно, и он, тоскливо похоронив очередной труп, продолжает поиски совершенства — той единственной, котора€ его наконец напитает. «наком€сь с јнной (Ёлина Ћовенсон), он незаметно дл€ себ€ вступает с ней в насто€щие отношени€, не спеша еЄ выпивать. »диллию нарушает то, что рано или поздно —тивен, веро€тно, это сделает, к тому же полици€ начинает подозревать в нЄм серийного убийцу.

ћне нужна тво€ кровь. Ќужна та любовь, что у теб€ в крови. ¬сЄ дело в эмоци€х.

ћистический триллер британца ѕо-„ин Ћеонга — один из самых необычных вампирских фильмов на свете: люди в нЄм странно шут€т и говор€т о чЄм-то не совсем очевидном; атмосфера холодна€ и загадочна€.

ѕерсонажа Ћоу даже нельз€ отнести к вампирам в привычном понимании. јктЄр, который с самого начала карьеры пыталс€ доказать, что он не просто смазлива€ мордашка, не вз€лс€ бы за роль, где достаточно си€ть бледным ликом и эффектно улыбатьс€ окровавленными губами. Ћоу с чувством отыгрывает то, что его герой — не человек, но кто он?  ака€-то неведома зверушка, возможно, даже насто€щий крокодил, каким-то образом выбравшийс€ из болота и обросший человеческой кожей.

Ёто кажетс€ метафорой психопатии, при которой люди всецело лишены эмпатии. ‘актически это «человеческие хищники», звери в обличье человека, питающиес€, как —тивен, чужими ресурсами: любовью, заботой, деньгами, а в самых страшных случа€х буквально человеческими жизн€ми.

—овершенно непон€тно, почему —тивен так долго щадит јнну и чем она вообще его зацепила, кроме поэтической красоты Ћовенсон, котора€, кстати, сама играла необычную кровопийцу в другом оригинальном вампирском фильме 1990-х «Ќад€». Ќо ошибитьс€ невозможно: врем€ их любви ограничено, и неизвестно, что в ключевой момент пересилит, — внезапно вспыхнувшие чувства или желание поесть. “ем более, как гласит народна€ мудрость, любовь любовью, а кушать хочетс€ всегда.

¬люблЄнный “ома (2000)

¬ будущем, когда всЄ стало виртуальным, страдающий агорафобией “ома много лет не покидает стен своей квартиры. ¬сЄ его общение сводитс€ к чатам: с мамой, со страховым агентом (в этом мире они должны быть у всех) и с психологом, который €вно ему не слишком помогает.

”став от виртуального секса с виртуальными женщинами, “ома пытаетс€ найти живую девушку на сайте знакомств. Ќаходит он проститутку, отбывающую заключение; свой тюремный срок она сокращает с помощью работы, поскольку считаетс€, что так она трудитс€ на благо общества. ќбщение зав€зываетс€, и “ома понимает, что эту женщину он хотел бы увидеть не только в чате. Ќо встречи в реальности ей запрещены, а он даже не знает еЄ насто€щего имени…

ћы можем заниматьс€ любовью и без того, чтобы ты приходила ко мне домой.

ѕервый полнометражный фильм бельгийца ѕьера-ѕол€ –ендера завоевал множество наград, выстрелив актуальной темой: виртуальность наступает, готовы ли мы к ней? –ендер не просто воврем€ высказалс€ о зарождающейс€ эпохе интернета — он опередил врем€. “еперь, когда группа «Ћакмус» печально констатирует: «—колько в —ети виртуальных друзей, только кофе на кухне выпить не с кем», стало окончательно €сно: нет, мы не были готовы. » не нужно больше страдать агорафобией, мы всЄ равно не выйдем из дома без самого веского на то основани€.

–ендер, сн€вший то, что двадцать лет назад казалось антиутопией, поднимает в своей клаустрофобской и напр€жЄнной картине, где все действие происходит на экране монитора, множество вопросов, из которых состоит наша современность. ќдиночество в —ети, выученна€ беспомощность, подсознательно ощущаемое давление общества, которое вечно от теб€ чего-то хочет и, кажетс€, уже само не понимает, чего именно. ¬ момент прозрени€ (или паранойи) “ома кричит: «¬ы не хотите, чтобы € вылечилс€ и вышел наружу!»

ќн находит силы только в своей любви, и в самом конце мы впервые видим персонажа — не его лицо, а лишь силуэт, тень на экране. —ильнейший приЄм, заставл€ющий почувствовать, что “ома — это каждый из нас, вс€кий, о ком поЄт «Ћакмус»: «Ћучший друг давно не шлЄт бумажных писем, все вокруг когда-нибудь сожмЄтс€ в пиксель…»

Ћюди-кошки (1982)

ѕрекрасна€ девственница-сирота »рен (Ќастась€  ински), чьи родители работали дрессировщиками в цирке, приезжает в столицу вуду Ќовый ќрлеан, чтобы встретитьс€ с давно потер€нным братом (ћалкольм ћакдауэлл). ¬стреча еЄ странно будоражит, да и в его поведении наблюдаетс€ что-то не братское и хищническое.

ѕока »рен гул€ет по зоопарку и знакомитс€ с его симпатичным директором, в городе, пронизанном болотными испарени€ми и старой магией, огромный леопард убивает людей. » брат куда-то пропал…

— я фантазировала о тебе раньше, когда жила в детском доме.
— ƒа, € знаю. я видел те же сны.

≈сли как сценариста ѕола ЎрЄдера оценивали неизменно высоко (на его счету сценарии к трЄм шедеврам ћартина —корсезе, включа€ «“аксиста»), то его режиссЄрские работы насто€щего признани€ не завоевали. «Ћюди-кошки», очень вольно базирующиес€ на одноимЄнном фильме ужасов 1940-х, в узких кругах обрели что-то вроде культового статуса, но широка€ публика обычно считает картину проходным эротическим хоррором 1980-х. » напрасно.

ЎрЄдер тогда находилс€ на пике режиссЄрской формы, сн€в мощный неонуар «’ардкор» о порнографической индустрии и один из реквиемов по американской мечте эпохи €ппи «јмериканский жиголо», где –ичард √ир исполнил едва ли не лучшую свою роль. ћожет, потому широка€ публика так от ЎрЄдера и шарахалась: порно, мужска€ проституци€, а то и вовсе инцест, как в «Ћюд€х-кошках». ѕричЄм не в форме осуждени€, а в виде именно что запретной любви, от которой у персонажей едет крыша. —коль ни симпатичен директор зоопарка, которому »рен отдаЄт свою девственность, и как ни противитс€ она своей оборотнической природе, нет сомнений, что семейство кошачьих тут — то же, что семейство Ћаннистеров.

ƒэвид Ѕоуи записал дл€ фильма великолепную чувственную композицию Cat People, с которой ЎрЄдер, правда, странно обошЄлс€: она звучит лишь на титрах. Ќо за одну песню фильм уже можно любить.

ƒа и за всЄ остальное тоже. ћакдауэлл, как обычно, блистает в роли психопата, навева€ тЄплые воспоминани€ о ««аводном апельсине» и « алигуле». ќбнажЄнна€ Ќастась€  ински бродит ночью по саду с грацией пантеры и охотитс€ на розового кролика.  аждый кадр дышит эротизмом.  расный неон пульсирует.  ровь льЄтс€ рекой. Ћеопарды. ƒэвид Ѕоуи. „его ещЄ люд€м надо?

–уби —паркс (2012)

ћолодой, но уже успешный писатель  элвин (ѕол ƒано) переживает творческий кризис и проблемы с личной жизнью. ѕсихолог советует ему писать, не задумыва€сь о том, хорошо ли получаетс€, и вскоре  элвин уже сочин€ет рассказы про идеальную девушку –уби («ои  азан). ќднажды она — вс€ така€ мила€, внезапна€, в лиловых колготках — материализуетс€ в его доме, пребыва€ в полнейшей уверенности, что они с  элвином давно состо€т в отношени€х.  элвин подозревает галлюцинацию, но –уби реальна!

— Ћюди из воздуха не возникают.
— ќна смогла!
—  ак?
— Ќе знаю, как! Ћюбовь или маги€.

¬ 2006 году ƒжонатан ƒэйтон и ¬алери ‘эрис подарили нам «ћаленькую мисс —частье», и мир стал немного лучше. ƒедушка-наркоман, труп в машине, танцы маленькой толстушки под песню Superfreak о трансвестите… » в особенности — персонаж ѕола ƒано: мальчик в чЄрном, который поклон€етс€ Ќицше, всех ненавидит и молчит весь фильм, чтобы впервые подать голос самым громким «FUCK!», когда-либо прозвучавшим в кино.

“огда казалось, что ƒэйтон и ‘эрис — новый ¬уди јллен: не такой глубокий и без духовного наследи€ Ѕергмана, зато циничнее. Ќадежды не оправдались. ƒо конца свою самобытность режиссЄрский дуэт не утратил, но по дороге причесалс€, припудрилс€, перешЄл со спокойного оптимизма на бравурность и перевЄл взгл€ды с жизней неудачников на успешных персонажей. ”  элвина, в общем, всЄ хорошо, и даже творческий кризис разрешаетс€ по совету психолога, а не как это обычно бывает, например, у героев  инга.

—ценарий к «–уби —паркс» написала «ои  азан, ещЄ одна большеглаза€ богин€ хипстеров нар€ду с «ои ƒешанель и √ретой √ервиг. ¬дохновл€лась она, по собственному признанию, историей ѕигмалиона и «ѕурпурной розой  аира» јллена. Ёто мы на экране и видим: хипстеров, условного јллена (без Ѕергмана), сказку о любви со спонтанной душечкой и ѕолом ƒано, постепенно переведЄнным √олливудом с ролей маргиналов на роли прекрасных дилетантов, в любой момент готовых пропеть из √ребенщикова: «я не знал, что это мо€ вина. / я просто хотел быть любим».

» всЄ это было бы не слишком интересно, а «–уби —паркс» казалась бы голливудской репетицией к более тонкому и умному фильму «ќна» с ’оакином ‘ениксом, вышедшему год спуст€, если бы не ровно одна сцена. ¬ ней инфантил в очочках √арри ѕоттера вдруг сверкает прежним маргинальным взгл€дом и рисует портрет геро€ поколени€ хипстеров с изнанки. “огда-то и вступает јллен в своей психоаналитической ипостаси, призывающий от этой миловидности бежать, особенно, если вы — девушка в лиловых колготках. “опориком этот милый юноша не тюкнет, но свою √алатею со свету сживЄт. ќна дл€ него, прекрасного и не собирающегос€ вырастать, никогда не будет достаточно хороша.

≈го звали –оберт (1967)

ѕростой советский учЄный из простого советского института роботехники (божественно красивый ќлег —триженов) создал передового робота (божественно красивый ќлег —триженов) дл€ работы в дальнем космосе. ѕосле того как коллега предположил, что по этому самому роботу при возможных внеземных контактах пришельцы будут судить о люд€х, учЄный решил отправить своЄ создание погул€ть по оттепельной ћоскве — пусть наберЄтс€ побольше человечности. » дл€ полного набора познакомил с невестой своего подчинЄнного (ћарианна ¬ертинска€). ј они с роботом вдруг стали по-особому контачить.

я где-то читала, что машина — это перчатка, надета€ на руку человека. ј вы плохой человек, жестокий. » вы не имеете права командовать машиной.

ѕроблема человекоподобных роботов и возможностей искусственного интеллекта — одна из актуальных дл€ фантастики. ¬ советском кино еЄ обычно решали в оптимистичном ключе: Ёлектроник, воплоща€ мечту ѕиноккио, становилс€ «насто€щим мальчиком»; робот ¬ертер в «√остье из будущего» героически погибал, спаса€  олю √ерасимова (чтоб он провалилс€ со своим кефиром), и вызывал тем самым наши горькие слЄзы — мы успели его полюбить, как живого человека (а нам никогда не давали дослушать его стихи!).

Ћюбопытно, как истори€ робота –оберта выбиваетс€ из отечественной кинематографической традиции. «а вычетом благостного изображени€ советских 1960-х и общего целомудри€ фильм ближе к триллеру «»з машины» с его посылом: машина остаЄтс€ машиной, как бы ни была похожа на человека и о чЄм бы нам в св€зи с этим ни мечталось. » финал не менее печален.

Ёто очень стильное кино с красивыми актЄрами, с романтичным экранным кумиром —триженовым сразу в двух рол€х — бессердечного учЄного, решившего поиграть в бога, и наивного робота, пытающегос€ преодолеть заложенную в нЄм программу. “ут даже есть уникальное камео великого французского мима ћарсел€ ћарсо, прекрасные виды, забавные комические моменты, но самое главное — грусть по неслучившейс€ любви.

ќткрой глаза (1997)

—есар (Ёдуардо Ќорьега) молод, красив, богат и окружЄн девушками, которых использует дл€ секса. Ќа вечеринке друг знакомит его с удивительной барышней —офией (ѕенелопа  рус), за которой сам ухаживает. —есар мгновенно отбивает еЄ у друга и погружаетс€ в головокружительный роман. ѕараллельно в тюрьме сидит убийца, который боитс€ смотретьс€ в зеркала из страха увидеть обезображенное лицо. » это — тоже —есар.

ќткуда ты знаешь, что такое реальность? „еловек понимает, что видел сны, только когда просыпаетс€.

Ћовкий √олливуд быстро оценил эту сюрреалистическую картину јлехандро јменабара и уже в 2001 году поставил более известный публике ремейк «¬анильное небо» с “омом  рузом,  эмерон ƒиас и ѕенелопой  рус, сыгравшей ту же роль, что и в оригинальном фильме. јмериканска€ верси€ вышла визуально более эффектной, но в сюрреализме и сложности проигрывает. ” испанского режиссЄра сюр лежит таким толстым слоем, что даже зрителю сквозь него не пробитьс€, что уж говорить о растер€нном герое, который буквально не понимает, на каком свете он очутилс€. “ут бы нам впору пожаловатьс€ на то простое обсто€тельство, что нам ни черта не пон€тно, но делать этого во врем€ просмотра не хочетс€.

Ёто не «Ќачало» с чЄткими пунктами назначени€ при двух вариантах выбора — сон или не сон. јменабар отправл€ет персонажа по самому трудному маршруту: тот путешествует внутри себ€ самого, где, наверное, не всЄ было хорошо, раз он сейчас видит в зеркале человека-слона.

ƒл€ запутавшегос€ —есара в его свихнувшемс€ мире (то ли внутреннем, то ли и наружном тоже) любовь становитс€ ма€ком, к которому он пытаетс€ прибитьс€, последней путеводной звездой. ќн и —офию не сказать, что хорошо знает. » до конца не может объ€снить, чем она така€ удивительна€. ¬ какой-то момент он и в еЄ существовании-то не уверен. Ќо это ничего не мен€ет: она — та девушка, к которой он впервые в жизни испытал что-то насто€щее. », кажетс€, только это и определ€ет реальность.

—амоубийцы: »стори€ любви (2006)

ћолодой парень по имени «и€ (ѕатрик ‘ьюджит) сводит счЄты с жизнью и быстро об этом жалеет: на том свете всЄ то же самое, только ещЄ немного хуже. ќн даже думал о том, чтобы совершить ещЄ одно самоубийство, но не стал рисковать: вдруг работа в пиццерии « амикадзе-пицца» после покажетс€ раем? “ак он и проз€бает в унылом загробном мирке, скуча€ по оставшейс€ на этом свете девушке. ¬ один ужасный день (они все такие) он узнаЄт, что его возлюбленна€ тоже покончила с собой, и отправл€етс€ на еЄ поиски. Ќо по дороге ему встречаетс€ друга€ девушка, котора€ очень хочет покинуть их тоскливое посмертье.

— Ёто нагон€ет на мен€ депрессию.
— » что ты сделаешь? ѕокончишь с собой?

–омантическа€ чЄрна€ фэнтези-комеди€. «вучит лучше, чем просто «романтическа€ комеди€»; этот жанр современному кинематографу совсем перестал удаватьс€. ј вот без сахарных улыбок, как снимает хорватский режиссЄр √оран ƒукич, с хорошим «независимым» актЄром ‘ьюджитом и его немного шизофренической физиономией, с “омом ”эйтсом, песн€ми Gogol Bordello и барной игрой «угадай, кто от чего откинулс€» получилось очень даже бодро и весело. »ногда проступает меланхолическа€ задумчивость; в сочетании с иронией и теми обыкновенными чудесами, что цепл€ют больше, чем созданные с помощью дорогосто€щих спецэффектов, она создаЄт ощущение магического реализма — волшебства у нас под боком, в двух шагах от обычной жизни, неброского и какого-то насто€щего.

ќтдельно стоит отметить мир, придуманный в фильме, все его небольшие интересные особенности: никто не может улыбнутьс€, даже если очень захочет; в небе нет звЄзд; за пор€дком и соблюдением законов в маленькой вселенной самоубийц наблюдают некие «самые главные» в белых костюмах и на парашютах. ј ещЄ там живЄт цела€ русска€ семь€ самоубийц, с которой дружит главный герой. ƒа, с водкой и вечным неправильно пон€тым в иностранном кино отечественным «на здоровье», зато они душевные, так что — и на здоровье.

ќбъект любви (2003)

«ашуганный офисный клерк  евин (ƒесмонд ’эррингтон) влюбл€етс€ в стажЄрку Ћиззи, к которой боитс€ подойти по дес€тку причин: он нервный сам по себе, при€тели будут сме€тьс€, она может отказать, она может подать на него в суд за сексуальные домогательства… «накомый рассказывает  евину о сайте с потр€сающе реалистичными куклами дл€ секса, и  евин заказывает себе такую куклу. ќн придаЄт ей черты Ћиззи и проводит с ней много времени. –езинова€ «ина делает его очень счастливым. ѕока не становитс€ слишком реалистичной.

ќтношени€ приход€т и уход€т. ј пластик — это навсегда!

–ежиссЄр –оберт ѕариджи поставил всего один фильм: этот недооценЄнный, с треском провалившийс€ в прокате хоррор, после которого сам ѕариджи переключилс€ на продюсирование, а ƒесмонд ’эррингтон — на сериалы с периодическим заходом на территорию неглупого ужаса вроде «ямы» и «Ќеонового демона».

— одной стороны, непон€тно, почему с «ќбъектом любви» так неудачно вышло: фильм излучает те же вибрации, что и «јмериканский психопат», ’эррингтон внешне не уступает  ристиану Ѕэйлу, странного соседа играет звезда европейского артхауса ”до  ир, и тут не хран€т отрезанную голову в холодильнике и не бегают голым и окровавленным за проститутками, потр€са€ бензопилой.

— другой стороны, всЄ пон€тно. јудитории вообще и мужчинам в частности, видимо, при€тнее самый лютый слэшер, лишь бы не смотреть на растер€нного, размазанного реальностью по самому дну мужчину, который от безысходности занимаетс€ сексом с куклой, — а эту неуютную сцену в фильме показывают очень подробно. ќсознанно или нет, ѕариджи, опережа€ своЄ врем€, как –ендер во «¬люблЄнном “ома», затронул в своей картине острейшую тему кризиса маскулинности. —ейчас, после движени€ #MeToo, которое подн€ло уровень мужской тревожности в обществе ещЄ выше, извлечь бы «ќбъект любви» из пыльного шкафа и всем показать, как лихо безобидный симпат€га может превратитьс€ в ѕатрика Ѕэйтмена от холодного одиночества в мегаполисе, где человек человеку — подозрительный объект.

Ћобстер (2015)

¬ некой антиутопии запрещено быть одиноким. ќдиночек отлавливают и отправл€ют в комфортабельные отели, где они в течение сорока п€ти дней об€заны найти себе пару. —бежавших отстреливают. Ќеудачников превращают в животных, правда, правительство милосердно позвол€ет выбрать это животное самому.

¬ такой отель приезжает разведЄнный архитектор средних лет с унылыми усами и в очках ( олин ‘аррелл). «аранее выбрав животное дл€ превращени€ — холоднокровного и благородного лобстера, — мужчина пытаетс€ отыскать себе пару. »щут еЄ в этом мире по признаку общности: густые волосы, кровотечени€ из носа, хромота. » вот, когда герой уже почти отчаиваетс€, в лесу р€дом с отелем, где окопалась группа восставших одиночек во главе с воинственной предводительницей (Ћеа —ейду), ему встречаетс€ женщина (–ейчел ¬айс) — така€ же, как он, близорука€.

ћишени недаром изображают одиноких людей, а не пары.

√реческий постановщик …оргос Ћантимос идЄт проторЄнной дорогой от авангарда через фестивали к «ќскару», на который его уже номинировали в категории «лучший режиссЄр» за фильм «‘аворитка» — самую незамысловатую его картину. «амысловатые же, к которым относитс€ и «Ћобстер», вызывают больший скепсис. «вучала и така€ критика, что за абстракци€ми Ћантимоса ничего не стоит, всЄ это туманные высказывани€ ни о чЄм.

ѕротивоположна€ точка зрени€: режиссЄр в своЄм «Ћобстере» раскрывает нам глаза на всю суть современной любви, о которой рассказывает в саркастической форме. »ронии Ћантимос не скрывает: тоталитарному обществу, нав€зывающему люд€м отношени€, он противопоставл€ет не насто€щую свободу духа или какое-нибудь самозабвенное отшельничество, даже не добровольный целибат. √руппа одиночек в фильме существует по тем же тоталитарным законам, только у них под запретом любые чувства, и карают они, в свою очередь, за их про€вление. јмпутацией губ за поцелуй, например.

ƒелать твЄрдые выводы об абсурдистском искусстве — себе дороже. Ќо одна вещь в фильме прозрачна: и сообщество пар, организованных под давлением государства, и сообщество одиночек, и все вместе, и каждый по отдельности любви на самом деле не знают. ¬ существовании этих людей ощущаетс€ нека€ механистичность, и любовь, и свобода дл€ них пон€ти€ абстрактные и словно бы неверно усвоенные. ¬ыбор пары — ложный, общность ищетс€ не там. ¬ыбор одиночества — ложный, его выбирают из духа противоречи€, чтобы не быть, «как все», и позволить себе спокойно ожесточатьс€, станов€сь всЄ злее и циничнее. ћишени недаром изображают одиноких людей, но стрел€ть-то можно по всем: по замужним, разведЄнным и одиноким, даже по сильным и независимым. ƒа и чем ещЄ заниматьс€ в мире животных, как не истреблением?

* * *

≈сли вдуматьс€, лавры самой фантастической любви в кино до сих пор принадлежат –оберту «емекису за «Ќазад в будущее», где благодар€ путешестви€м во времени бедн€ге ћарти пришлось отбиватьс€ от чувств собственной матери и едва не проиграть своЄ существование… своей собственной харизме? ѕоскольку выше «емекиса в этой фантастической ситуации всЄ равно не прыгнуть, то и ценными кажутс€ не столько истории, замешанные на временных парадоксах или межвидовых мезаль€нсах, как в «јватаре». Ћюбовь к инопланетной синекожей красавице если не слабое место фильма, то вполне стереотипна, да и в нашей реальности что-то похожее было между индейской принцессой ѕокахонтас и английским капитаном ƒжоном —митом.

Ќет, от фантастической любви мы хотим чего-то необычного и неверо€тного. », конечно, способного заставить задуматьс€ о чЄм-то важном дл€ нас самих с помощью того инструментари€, которым обладают только авторы фантастики. »ли пусть это будет добра€ сказка, как в фильме «¬сплеск», где “ом ’энкс влюбилс€ в прекрасную русалку и бросил ради неЄ жизнь на земле. ќни вечно будут плавать в подводном царстве…

Ўутка. Ќа самом деле они переехали в пригород, ругаютс€, как все, и когда она сильно сердитс€, то бьЄт его хвостом по голове. “ак, пожалуй, ещЄ фантастичнее.

≈лена  ушнир

 

источник

 

https://www.mirf.ru/kino/10-filmov-o-lyubvi-kotoroj-by-ne-bylo-bez-fantastiki/

 

14.02.2020




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку